ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» slogan
Call-центр
18.12.2014
773 просмотров

Вы купили машину. Она прекрасна — она приводит в восторг своими очертаниями, а мягкое мурлыкание мотора ласкает слух и будоражит кровь, слегка покалывая кончики пальцев нетерпением. Вы долго о ней мечтали, много читали о ее характеристиках, много раз обсуждали ее преимущества. Неудивительно, что вас заботит ее «здоровье».

Качество топлива влияет не только на экологическую обстановку в республике, снижая или, наоборот, увеличивая выхлопы двигателей, но также влияет на продолжительность жизни автомобиля. Именно об этом сегодня беседуют эксперты — заведующий отделением экологии транспортных средств Федерального государственного унитарного предприятия «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ»), кандидат технических наук Марк Вайсблюм, заведующий отделом автомобильных и авиационных топлив и присадок к нимОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти», доктор технических наук, профессор Вячеслав Емельянов, а также директорТОО «Независимый центр экспертизы нефтепродуктов «ORGANIC»эксперт-аудиторпо нефтепродуктам, кандидат химических наук Акмарал Калмуратова.

Как определить качество топлива? Можно ли утверждать при поломке автомобиля, что этоиз-за некачественного топлива?

В. Е: Сразу и однозначно утверждать, что проблема связана с не качественным топливом, конечно, нельзя. Установить качество топлива можно проведением исследования его компонентного состава в специализированной лаборатории.

При этом важно помнить, что по стандарту ГОСТ 2517 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб» пробы не отбираются из бензобака.

Почему?

Владелец автомобиля заливает топливо на остаток и в результате в баке образуется смесь бензинов, претензии, по качеству которой некому предъявить.

А. К.: В республиканский реестр экспертов-аудиторов включены более 40 специалистов в сфере подтверждения соответствия автозаправочных станций и баз нефтепродуктов; нефтяного сырья и нефтепродуктов, работающих в аккредитованных лабораториях.

Сегодня существуют различные классификации топлива: например, в Техническом регламенте Таможенного союза дается понятие экологического класса (К2 — К5), а во Всемирной Топливной хартии — понятие «топливо стандарта евро». В чем сходство и различия между топливами экологического класса К2 и Евро-2?

В. Е.: Топлива экологического класса К2 и Евро-2 предназначены для применения в двигателях автомобилей с нормами выбросов Евро-2. Однако не совсем корректно обозначать бензин Евро-2, так как Евро-2 — это норма на выбросы автомобилей.

Топлива различных экологических классов отличаются, главным образом, содержанием серы. Сера в топливе пагубным образом влияет на эффективность каталитического нейтрализатора, вплоть до его выхода из строя («отравление» и закоксовывание). Это, в свою очередь, приводит к потере мощности и повышению расхода топлива.

М. В.: Кроме того, наличие серы в топливе приводит к нарушению работы так называемого кислородного датчика, что нарушает работу электронной системы управления двигателем. Поэтому целесообразно заправлять автомобиль топливом соответствующего экологического класса. Разовая заправка автомобиля экологического класса 4 топливом более низкого экологического класса не приведет к заметным отрицательным последствиям.

А. К.: На автозаправках можно, к сожалению, встретить топлива, содержание серы в которых в разы превышает установленные нормы. В этом случае негативные последствия могут последовать послеодной-двух заправок.

Какие симптомы указывают на использование некачественного топлива и проявляются ли они сразу после заправки?

М. В.: Современные автомобили (начиная с уровня Евро-3), как правило, оснащены так называемой системой бортовой диагностики в отношении экологических показателей. Все нарушения и неисправности, которые приводят или могут привести к увеличению выбросов вредных веществ, фиксируются и сохраняются в памяти блока управления в виде регламентированных кодов неисправностей. Коды неисправностей можно идентифицировать с помощью стандартного оборудования (сканера) на станции технического обслуживания.

Обычно автомобильный бензин определяется значением октанового числа. Что характеризует этот показатель?

В. Е.: Октановое число — основной характеризующий показатель качества автомобильного бензина (его марка). Октановое число бензина определяют на специальном одноцилиндровом двигателе внутреннего сгорания по моторному и исследовательскому методу. Различия в условиях испытания: моторный метод более жесткий и, как правило, значение этого показателя ниже, чем по исследовательскому методу.

Что означает октановое число по моторному и исследовательскому методу (ОЧМ и ОЧИ)?

В. Е.: Например, один и тот же бензин по моторному методу имеет 86 единиц, а по исследовательскому методу 95,3 единиц.

А. К.: Сейчас очень много машин, и вся эта масса машин где-то каждый день заправляется. Только в Алматы, по данным акимата, насчитывается свыше семисот тысяч автомобилей. Они же ежедневно должны где-то питаться, и получается, что наши АЗС только и успевают отгружать бензин. А в свете кризиса, перебоев с поставками объемов, естественно, когда хозяин одиночной АЗС не может найти объемов с заводов, появляются те, кто может поставить им партию каких-нибудь левых нефтепродуктов. У нас бывали случаи, когда на экспертизу попадала партия даже «самопальных» прямогонных бензиновых фракций с октановым числом не выше 50 единиц.

А продавали их как…

Продавали как бензин АИ-92.

И это не контролируется? На одном из заседаний парламента представитель Комитета по защите прав потребителей признал, что в их структуре нет лабораторий, которые бы проверяли качество топлива…

А. К.: Вся проблема в том, что у нас нет государственной системы контроля качества, которая обеспечивала в советское время сохранность качества нефтепродуктов от завода-изготовителядо потребителя. Тогда в Госкомнефтепродуктов КазССР был контролирующий орган и действовала государственная система контроля качества нефтепродуктов, где качество нефтепродуктов контролировалось при выпуске, с завода, при транспортировании, при хранении на нефтебазах и далее при реализации на АЗС. Там каждый объект проверялся обязательно раз месяц.

А сейчас?

Сейчас у нас нет единой системы контроля качества. Отсутствие государственной системы обеспечения сохранности качества моторного топлива от завода-изготовителя до потребителя, отсутствие координации деятельности государственных и контролирующих органов создают условия для реализации автомоторного топлива, не соответствующего действующим ТР РК и стандартам.

Есть частные компании, в том числе и наш центр, к которым обращаются реализаторы или же производители с просьбой провести независимую проверку качества. Но не все реализаторы интересуются качеством реализуемых нефтепродуктов, несмотря на требование контроля качества через паспортизацию каждой партии нефтепродуктов. А так как сейчас действует мораторий на проверки, то судя по качеству топлива на АЗС, у многих реализаторов принцип: хочу — проверю, не хочу — не проверю.

Современные лаборатории, оснащенные по последнему слову техники, стоят немало, и, наверное, они попросту не по карману большинству владельцев небольших АЗС. Однако крупные компании, которые действительно беспокоятся о собственной репутации, все-таки идут на такие расходы. Например, «КазМунайГаз». Поскольку это вертикально интегрированная структура, которая владеет полным циклом производства — от добычи на скважине до заправочного пистолета — они заинтересованы в продвижении собственного бренда в том числе и через сквозной контроль на каждом этапе переработки. И потому у группы компаний «КазМунайГаз» есть собственная система контроля качества…

Согласна. У крупных сетей АЗС, таких, как «КазМунайГаз», имеются лаборатории — стационарные и передвижные, где имеется система контроля качества.

Возвращаясь к вопросам качества топлива, хотелось бы спросить о присадках. Можно ли получить высококачественное топливо без добавления присадок, в том числе октаноповышающих?

В. Е.: Присадки и добавки применяют для получения высококачественных бензинов, чего нельзя достигнуть технологическим путем, особенно в части эксплуатационных свойств: моющие, антикоррозионные и другие. Наличие присадок в топливе — это необходимость, но не ухудшение его качества, а наоборот улучшение.

Какие присадки к топливу допускаются в законодательстве стран Таможенного союза? С какой целью их добавляют в топливо?

В. Е.: В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза не допускается применять в автомобильном бензине металлосодержащих присадок (содержащих марганец, свинец и железо). Ограничено применение добавок, содержащих монометиланилин (ММА), применение которых недопустимо в бензинах К5. В отношении других присадок и добавок технический регламент ограничений не вводит. Главное, чтобы присадки не ухудшали показатели качества топлива и их концентрация не превышала допустимых величин.

Как можно определить наличие запрещенных присадок в топливе в «бытовых» условиях (не проводя специальных испытаний в лабораторных условиях)?

В. Е.: Наличие запрещенных присадок в топливе определить невозможно, так как неизвестно, какое вещество было введено в топливо. Строгое соблюдение технологии производства моторных топлив гарантирует отсутствие в нем запрещенных добавок.

В последнее время автолюбители используют тест-полоски для определения качества топлива. По сведениям производителей, такие тест-полоски позволяют определить в автомобильном бензине наличие ММА и запрещенных железосодержащих присадок. Насколько это оправданно?

В. Е.: Использование тест-полосок для оценки качества автомобильных бензинов не предусмотрено нормативной документацией и противоречит закону о единстве измерений. Метод определения качества топлива с помощью тест-полосок является факультативным экспресс-анализом, дает качественную оценку и никак не может являться арбитражным методом.

И в заключение хотелось бы получить несколько экспертных советов о том, как обеспечить долговечность работы агрегатов и деталей автомобиля?

В. Е.: Здесь можно дать только самые общие советы. Во-первых, выполнять рекомендации производителя по обслуживанию автомобиля. Использовать рекомендуемые топлива, масла, кондиционные расходные материалы и запасные части.

М. В.: Во-вторых, иметь в виду, что запуск двигателя при очень низких температурах оказывает очень сильное негативное воздействие на ресурс двигателя.

В-третьих, манера вождения оказывает существенное влияние на ресурс автомобиля и расход топлива. В условиях городского движения наибольшие затраты энергии и, соответственно, потребление топлива, реализуются на режимах разгона. Универсальная формула экономии топлива: «меньше разгон — меньше торможений» (энергия торможения, по существу, тратится на обогрев атмосферы).

И, в-четвертых, заправляться на АЗС того бренда, которому доверяете и воздерживаться от заправок на АЗС с неизвестной, сомнительной торговой маркой.

Источник: Колеса

Будьте в курсе последних
новостей. Подпишитесь
на рассылку!
Подписаться